Итак, камрады, докладываю человеческим печатным голосом: на родине можно отдыхать ни чуть не хуже, чем на всяких разных загранично-раскрученных курортах и здравницах. Уж поверьте, я знаю. Тут только, тыкая пальцем в глобус, не промажьте и попадите в Россию (и попробуйте не попасть!). Я попал в Кабардино-Балкарию. И подумал: ну-ну, чем же вы меня тута удивите? Так они удивили. Потрясли. Перевернули!
Здесь фантастическое всё. Первое и основное — люди. Открытые, доброжелательные, отзывчивые на шутку, гордые и красивые. И невероятно скромные. Начнем с того, что их, ну очень мало. В Нальчике (их столице) на улицах — редкие единицы. Днем-то да — школьники, мамочки с детьми, служащие всякие, а вот вечером… Шаром покати. Может впечатление от того, что жил я в курортном отсеке? Ведь там пол-города — курорт. Но это так, брюзга недели. В общении же кабардинеры и балкасьеры — это приятнейшие люди. Девушки пунцовеют при обращении к ним, а юноши стараются помочь всеми возможными способами. Прииятно-о-о.
Второе — это люди (зачеркнуто) природа. Реки, ущелья, леса, озера, небо, птицы, воздух… Эльбрус… Да, Эльбрус! Это, детки мои, мощь и сила, восторг и трепет! Не бывал я на их Джомолунгмах, но наше двухвершинное чудо — это что-то! Рай для тех, кто понимает, что-такое лыжи или сноуборд. И если кто-то считает, что это, мол, развлекуха для богемы, то нет. Подъемники работают одинаково для всех (тонированных кабинок, или в «голде» я не видел). Пункты проката, если ты приехал кататься без лыж, доски, костюма, очков, представлены в преогромнейшем ассортименте. Гостиниц-отелей — толпа. Едален-кофеен — мильон! Быкуй. Резвись!
И это я молчу об их фантастических горных ущельях, чистейших реках и удивительных долинах. Останавливаешься порой, выдыхаешь: «Господи, хорошо-то как, красиво!» — «Мать! Мать. Мать…», — откликается эхо. Видосики там — Айвазовский бросил бы моря свои рисовать, если бы здешние волны увидел. Хотя вроде он их и видел…
Третье — люди (зачеркнуто) кухня. Ах, какая здесь еда! Хычины, жалбаур (нежнее печени я не ел никогда), шурпа, форелька, Нарзан… Да-да, прям из-под-земли, прям по трубам, прям в бутылках с легкой газацией. На следующий день, конечно, ее лучше не пить, выдыхается, но когда прямо у источника — это не передаваемый восторг! Плюс здесь лимонады, конфетки и конечно яблоки. Это, скажу я вам, яблочный пуп земли. Честно. Здесь как во Франции виноградники, шпалеры, рядки… только яблоки. И они действительно везде. И вкусные. И классные. И сладкие. И красивые!
Ну и конечно цены: они радуют глаз и кошелек. За шерстяные носки в Чегемском ущелье (при тебе их вяжут) попросят 100 рублей, за 3 пары (ТРИ пары, Карл!). Обед у Голубых озер — максимум 400 рэ с носа. Правда без алкоголя, но не возражают если принесешь с собой. На Эльбрус канатка — от 800 рублей. Такси в столице — максимум стольник в любой конец. Ну, а вспомните про гостеприимство — могут и за спасибо домчать. Они здесь такие…
И последнее. Это родина, детки. Не надо заграничных паспортов, многократных ПЦР-тестов и куар-кодов, таможенных досмотров и пограничных контролей. Это твоя языковая сфера и единовалютное пространство.
Вот так. Разве это не песня! А из песни-то слов не выкинешь. Вот и пою я славу Кабардинии и Балкарии!